(кандидат юридических наук, судья Третейского суда Пермского края
Пермский государственный национальный исследовательский университет, доцент кафедры теории и истории государства и права, заведующая кафедрой Теории и практики управления РАНХиГС).
Людмила Юрьевна, Вы преподаете во многих вузах, скажите, отличаются ли слушатели РМЦПК и если да, то чем?
Действительно, отличия есть: в РМЦПК приходят учиться заинтересованные люди, которым нужна не «бумажка», а крепкие знания. Кроме того, слушатели РМЦПК – профессионалы своего дела, состоявшиеся специалисты, которые точно знают, что именно они хотят и где именно эти знания им пригодятся.
Как правило, вопросы, заданные слушателями на занятиях, говорят об интересе слушателей к получению знаний. Много ли вопросов задают наши слушатели во время занятий, и какого рода?
Вопросы самые разнообразные: и теоретические, и имеющие практическую направленность. Поэтому преподавателю постоянно надо держать руку «на пульсе времени», отслеживать все последние изменения законодательства, изменения в судебной практике. Это интересно, но и накладывает большую ответственность на преподавателя. Порой слушатель так «развернет ситуацию», что это и в голову не могло прийти при подготовке к занятию… Вот такие моменты я особенно люблю: неординарность мышления – это очень ценно. В таком случае вместе ищем ответ на вопрос, спорим, порой аудитория делится на группы, не согласные друг с другом. Это нормально.
Случались ли ситуации, когда слушатели Вас «доставали» и как Вы на это реагировали?
Все люди разные, задача преподавателя – найти ко всем подход, не обижая никого…
Кончено,(ХА-ХА-ХА!!!. Оговорка по Фрейду – кончено!!! ) все бывает. В таких ситуациях подчеркиваю богатый опыт и неординарные знания своего собеседника, привлекая его в партнеры по ведению занятия, прошу поделиться примерами из практики, которые известны лично ему. Это помогает «оживить» занятия, вступать в дискуссию, «подтягивая» других слушателей до уровня профессионалов, имеющих высшее юридическое образование, богатую практику и пришедших на занятия.
Однако порой встречаешься и с другим подходом: «я все знаю, я ходить на занятия не буду, ничего нового для себя я не услышу». И потом наблюдаешь на экзамене, что у такого слушателя самые низкие результаты по задаче: ведь законодательство постоянно меняется, а отслеживать все изменения не всегда получается.
Обычно со слушателями у меня складываются хорошие, доброжелательные отношения, которые нередко продолжаются и после окончания курсов: ведь мы все общаемся в одном профессиональном сообществе, встречаемся на семинарах, профессиональных встречах, и мне всегда доставляет удовольствие следить за профессиональным ростом наших выпускников.
Приходилось ли Вам давать ответ на конкретные проблемы профессиональной деятельности студентов? Вспомните один — два примера.
Да, конечно, это происходит постоянно. Только одни слушатели готовы обсудить свою проблему (или ставшую ему известной) на занятии, перед всей аудиторией, а другие – остаются после занятия, не желая никого посвящать в свои проблемы. И в этом случае юрист – как врач: должен сохранить все в тайне. Вопросов по практической деятельности слушателей бывает очень много, конкретные ситуации вспоминаются, но они как раз относятся к индивидуальному консультированию, поэтому не имею возможности по этическим соображениям их освещать. Скажу лишь, что это вопросы как гражданского, так и трудового права.
Как вы считаете, какие перспективы откроются перед студентами после завершения курса? Что их ждет в профессиональном плане?
При ответе на этот вопрос хочу согласиться с нашим уважаемым, бессменным Председателем аттестационной комиссии – Г.Г. Сандыревым,( Руководитель группы компаний «Налоги и право», эксперт Промышленного комитета ОНФ, вице-президент Палаты налоговых консультантов России) который не устает говорить, что квалификация налогового консультанта – новое и очень перспективное направление. Поэтому перед специалистами, уже имеющими высшее экономическое или юридическое образование и получающими новые знания по налоговому консультированию, открываются новые возможности применения своих способностей в сопровождении мероприятий налогового контроля, методологическом обеспечении исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов или осуществлении анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика с учетом влияния факторов налогообложения.
Однако хочется отметить и другую тенденцию: все чаще приходят слушатели, что работает в бизнесе, в том числе ИП и самостоятельно хотят разобраться оптимизировать налогообложение своего бизнеса.
Ваши пожелания ученикам.
Хотелось бы, чтобы наши уважаемые слушатели на курсах получили ответы на все те вопросы, которые перед ними возникают в профессиональной деятельности; чтобы учеба была им в радость; чтобы, выходя из аудитории, слушатель себе сказал: да, сегодня я узнал что-то новое, день прожит не зря, я смогу эти знания использовать там-то и там-то…
И еще: хочется, чтобы те добрые отношения, которые складываются зачастую в аудитории, сохранялись и дальше.
Всем добра и любви!
г. Пермь, проспект Комсомольский, 61, офис 318
Телефон кафедры:
8-902-83-39-000
Электронная почта: fmb16@yandex.ru